В помощь родителям

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, служит орфограмма, т.е. написание, требующее проверки. В орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.
Среди причин, порождающих ошибки обучающихся, можно назвать следующие:
1)    невнимание, рассеянность, поспешность;
2)    не видит орфограммы (нет орфографической зоркости) ;
3)    орфограмму видит, но ошибочно её определяет;
4)    допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;
5)    не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
6)    работает медленно, не успевает применить свои знания.

Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики. Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надёжный путь.

Предлагаю Вашему вниманию памятку, которая может помочь Вашим детям при работе над ошибками или при повторении орфограмм.

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:

Выпал пушистый снег.  Дети  рады.

2.Пропуск  буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так:  звонок,  ученик.

3.Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов

4. Перенос  слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так:  оси – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку

5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни  ь  и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Делай так: ель ,тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7. Сочетание чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчерни сочетание. Запиши ещё два слова.

Например: дочка, речка, мощный.

8.Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например: алфавит, азбука, портфель.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением ( а, о, е, и, я )

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады – сад

волна – волны

червивый – червь

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например:ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово,  в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так:

морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные на конце и середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё , и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши два одноко-

ренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп -па, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16.Состав слова.

Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова.

Например: поездка, езда, приезд.

17. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

18. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

19. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к  (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не  смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Например: Лодка отплыла от берега.

20.Разделительный твёрдый знак (ъ)

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

21.Непроизносимые согласные в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так: звезда, звёздочка, звёздный; честь – честный

22. Соединительные гласные в сложных словах (о, е )

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.

Делай так: водовоз, самолёт.

23    .Предлог с местоимением ( орфограмма – пробел).

Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.Например: у _нас, ко_ мне, с_тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

24.Безударные гласные в родовых окончаниях имен прилагательных.

Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагатель-ному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме (каком?) новом.

Запомни! У слов – вопросов всегда ударные окончания.

25. Не   с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

гл.                гл.                гл.

Делай так: не_ пришёл, не_ выучил, не_ знал.

26.Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.

н.ф.      н. ф.        н.ф.

Делай так: (что делать?) шить, замечать, гулять.

27.Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ.        гл.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.( пов., невоскл., прост., распр.)

туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?) к облакам.

28. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от котого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев,  разметал их по дороге.

( _________    =========, ========)

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

(__________   ========= и ========)

29. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую

Например: В синем небе звёзды  блещут, в синем море волны хлещут.

(_________  ========) , (____________  ==========)

30.Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов – помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так:

на опушке ( на земле, 1скл.),

на полянке ( на земле, 1скл.),

у речки ( у земли, 1скл.)

.

31. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.

32. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст., вр., 2 л., ед. ч.)

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак.

33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так:

пишет – писать, глаг., 1спр.,(-е, -ут, -ют)

ставит – ставить , глаг., 2спр., (-и,  -ат, -ят).

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Локализовано: Русскоязычные темы ВордПресс